Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе нию «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы ( «Движет ся… » , «Сколько раз… »), инверсию ( «Туча… движется, ог ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»). Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует на турфилософской позиции, которую занимал Н. А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В пер вой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред. Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигаю щейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эф фект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»). Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию вырази тельности образа). Н. А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высо кой степенью художественной выразительности обладает об раз «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отража ет причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю. Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие ша ги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой ду ги! ». Даже название физического явления под пером Н. А. За болоцкого превращается в поэтичный художественный образ. Дополнительный эффект в стихотворении производят вос клицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения. В четвертой строфе центральным образом становится об раз кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и по черневший, он все равно выглядит величественным: «Он сто ит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон». В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого авто ра, который, едва успев пробиться к славе, получить литера турную известность ( «ворваться в высоту»), был репрессиро ван, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.