На картине Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывается о том, что происходит в этот момент, запечатленный художником. Если присмотреться, то она как будто оживает. Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы черного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему. Давно известно, что именно осеннее ненастье служило одним из главных источников вдохновения для него, ведь в это зябкое и хмурое время года написано так много замечательных стихов. И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод … Не только эти строки написаны Пушкиным в то время, которое отображено на картине. В этот период времени он много и плодотворно работает. Но даже если не брать в расчет какой-то определенный промежуток времени, а рассматривать картину как общий фон к жизни поэта, к его мыслям и чувствам, то картина Попкова «Осенние дожди» превосходно справляется с этой задачей. Сам Александр Сергеевич написан словно одним точным мазком, таким цельным и натянутым выглядит его силуэт. Именно силуэт, поскольку ни лица, ни рук поэта не видно, он как будто находится в тени. Но его фигура является олицетворением вечного поиска вдохновения, так напряжена она … и в то же время словно расслаблена. Создается впечатление, что поэт стоит на крыльце уже давно в ожидании вдохновения, а может, просто любуясь пейзажем, таким привычным и родным. Он не волнуется и не переживает, он знает: придет час, и снова налетит, закружит его в своих объятиях муза, и польются из-под пера строки, впоследствии ставшие бессмертными и знакомыми каждому школьнику … Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная краса