Сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается впределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Вот текст (1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь – двор. (3) Он большой, зеленый, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему. (6) Потом меня стали назначать судьей в волейбольных встречах. (7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям? … (8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мыиграли в шахматыи лото. (9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моейжелезной дорогой, болтали о том о сем, но ни о чем серьезном. (11) И еще ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (14) Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора. (17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю. (19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвертом – цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И еще много всего – получалось красиво и интересно. (23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я все равно был среди них чужим. (24) И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков. (25) Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. (26) Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий… (29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унес его за тополя. (30) И я подумал: вот найдет кто-нибудь, догадается, придет ко мне…
Известный филолог Н. М. Шанский утверждал: «В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Попробуем это доказать. Обратимся к тексту В. П. Крапивина. В нем рассказывается о жизни юноши на новом месте. Текст представляет собой монолог. В одном предложении весь рассказ не умещается, поэтому он разделен на абзацы, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. Каждая микротема рассказывает о чем-то новом. К примеру, в первой (предложения 1-5) описывается двор и люди, которые в нем живут. Во второй говорится про его дружбу с местными ребятами (предложения 6-8). В десятой (предложения 26-28) микротеме рассказывается о том, как мальчику захотелось настоящего, постоянного друга. К концу светлое, радостное настроение текста начинает меняться на печальное. Таким образом, филолог Н. М. Шанский был прав, утверждая, что монолог не может уместиться в одном предложении и может занимать целый текст.