92

Анализ побега из плена жилина в расказе кавказкий ленник

16 ноября 2021

Анализ побега из плена жилина в расказе кавказкий ленник

категория: литература

82

Анализ эпизода побега Жилина даст возможность показать, как в прозаическом произведении эмоционально окрашенный пейзаж, увиденный глазами героя, позволяет проникнуть в его мысли и чувства. Все уже встречались с пейзажем в рассказе, но еще не умеют видеть функцию описаний. Но они могут сделать тонкие наблюдения, вообразить нарисованные картины, разделить нетерпение и тревогу Жилина. Обратим внимание нас на то, как передано состояние героя во время его пути с колодкой на ноге. Почему он так тревожно наблюдает за месяцем? Он торопится войти в лес, прежде чем месяц осветит дорогу. Почему же у нас возникает ощущение тревоги? Какие слова особенно помогают созданию такого настроения? Перечитаем отрывок: «Перешел он речку; побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело, и с одной стороны лощины все светлее, светлее становится. Ползет под гору, тень, все к нему приближается. Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились верхушки». Попробуем убрать в этом описании слова «еще» , «уже» и «все» — без них уменьшится напряженность. Значит, они помогают передать через картину природы чувство напряженного ожидания. Но не только в них дело. Писатель с пристальным вниманием следит за каждым шагом героя, видит малейшие изменения вокруг — все это служит передаче настроения. А теперь перечитаем, что увидел Жилин, когда месяц вышел из-за гор. «Бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло все. Только слышно — внизу речка журчит». Какое чувство передает эта картина? Все верно чувствуют, что Жилин остановился, поглядел вокруг, увидел, что никого нет; и ему стало спокойнее. И действительно, сравнивая два приведенных отрывка, мы увидим, что в первом, кроме уже указанного, напряженность создают глаголы. Во втором же отрывке глаголов почти нет, и это создает ощущение остановки. Речь здесь строится таким образом, что вторая фраза говорит о том, что уже сказано впервой, третья повторяет еще раз то же самое, только другими словами. Это повторение тоже создает впечатление остановки. И еще: в первом отрывке противопоставлены свет и тень, во втором тень исчезает, остается свет и тишина. Все это и передает смену настроения — от тревожного, напряженного ожидания к ощущению миновавшей опасности. Так, не называя прямо мыслей и чувств Жилина, Толстой заставляет читателя вместе с героем пережить чувство тревоги и успокоения. Обращая внимание нас на подобные картины, будем учить их глубокому восприятию прозаического произведения. Жилин получил письмо от матери, решил ее навестить, поехал впереди отряда и попал в плен. Вместе с другим пленным он пытался бежать, но был пойман. Наконец, с помощью Дины он возвращается к своим. Можно продолжить: «Мы видим, что события связаны между собой как бы в цепочку. Каждое новое происходит после предыдущего и вытекает из него, их нельзя переставить местами, нельзя выбросить одно, не повредив целого. Вот такая цепь событий, о которых рассказывается в произведении, называется сюжетом. Давайте убедимся, что события зависят друг от друга. Мы уже видели, что Жилин поехал вперед и поэтому попал в плен. Найдите еще такие поворотные моменты, от которых зависит дальнейшее» .

Знаете ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...