70

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделе ние Московского университета…

12 января 2022

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделе ние Московского университета со степенью кандидата и бо лее двадцати лет провел в Германии Италии на диплома тической службе. Но славу он себе стяжал на поэтическом поприще. В его лице наша литература обрела поэта-мысли теля, одного из родоначальников русской философской лирики.

категория: литература

82

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделе ние Московского университета со степенью кандидата и бо лее двадцати лет провел в Германии и Италии на диплома тической службе. В его лице наша литература обрела поэта-мысли теля, одного из родоначальников русской философской лирики. Если декабристы были одержимы практи ческой волей, то «любомудры» видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем делать рус скую историю, нужно ее понять. В стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев назвал декабристов «жертвами мысли безрассудной», ибо их осво бодительный порыв не опирался на глубокое знание Рос сии: Основной объект критики Тютчева в этих стихах — «само властье» . Самодержавие и самовластие — явления диамет рально противоположные. Самодержавие — монархическое правление, основанное на «симфонии» между властью свет ской и властью духовной. Воля самодержца — «святая во ля», если она согласована с высшим Божественным Зако ном. Отрицание этой «симфонии» со стороны государства или со стороны общественного движения ведет к наруше нию органического развития национальной жизни, которое сопровождается разрушительными катаклизмами. Тютчев отождествляет здесь политику Александра I с действиями декабристов, которые являются «детьми» госу дарственного самовластия. Он полагает, что без серьезного национального самопознания любое политическое деяние, от кого бы оно ни исходило — от государственной власти или от оппозиционного общественного движения, — обер нется на практике насилием над жизнью, самовластием и деспотизмом. Поэтому поколение Тютчева ушло из полити ки в напряженную внутреннюю работу. Длительное пребывание Тютчева в Германии не только не препятствовало, но и способствовало ускоренному созре ванию русской мысли. Поэт оказался в Мюнхене, который назвали «германскими Афинами», городом Шеллинга, не мецкого философа, с которым Тютчев был лично знаком. При Тютчеве здесь открылся университет, где Шеллинг на чал свои знаменитые лекции. Вселенная воспринималась Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к ми ровой гармонии. Ступени природы от минеральных ве ществ до явлений органических — органы Мировой Души, Бога. «Природа — это жизнь, — утверждал Шеллинг. — Мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа. Природа должна быть понята как зримый Дух, а Дух — как незримая при рода». Мировая душа «постепенно формирует для себя гру бую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи» , — всюду господствует порыв к идеалу, к гармонии. Сейчас кажется что много, но если рассказать, то нормально…

Знаете ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...